Перепечатка статьи из журнала «Пограничник» за июль 1986 года.
«Промывание мозгов» — вот формула отношения «массовой
культуры» к потребителю. Пусть не смущает никого слова «культура». Речь идет не
о подлинной культуре, а о тех случаях, когда эрзац преподносится как произведение
искусства, дезинформация идет как информация, а набор расхожих истин выдается
за философию. Такая «культура», насаждая буржуазные нормы и взгляды, стремится
придать им характер всеобщности. Конечная цель ее — производство «массового
человека», конформиста, принимающего за свои чуждые ему ценности
капиталистического мира.
«Массовая культура» стремится убедить человека
капиталистического общества в том, что он вовсе не наемный работник, а хозяин
своей судьбы. Так фабрикуются, тиражируются иллюзии и грезы. Так конструируются
«звезды», которым должны поклоняться миллионы, так возникают идолы, призванные
поглощать внимание этих миллионов, их мысли, эмоции. И, конечно, их деньги.
Превратить в «звезду» можно и политика, и писателя, и
художника, и джазового певца. Они — символы успеха, удачи, умения обогащаться.
Но рядом с галереей этих «героев» существует и собрание антигероев — бандитов,
насильников, убийц. Антиподы? Лишь по видимости. Эти разновидности «звезд»
играют одинаковую социальную функцию отвлечения людей от жизненно важных
проблем буржуазного общества. Романтизируя, автор тайно, а иной раз и не так
тайно, пытается «узаконить» низменные инстинкты «массового человека».
О том, как это происходит, можно судить по одному из
образцов «массовой культуры», вышедшей недавно в Англии книге Пирса Рида
«Ограбление поезда». В ней рассказывается о «великом железнодорожном
ограблении», произошедшем почти два десятилетия назад. Остановив почтовый поезд
Глазго — Лондон, бандиты взяли тогда два с половиной миллиона фунтов
стерлингов. Шайку переловили, грабители попали за решетку. Но это был не конец,
а лишь завязка саги. Пресса, телевидение, кино, литература до сего дня
раскручивают сюжет этой сенсации. Идет второе, на этот раз действительно
великое духовное ограбление общества.
В Лондоне в книжном магазине на Пикадилли я видел книжку под названием «Ничего». Перелистываю одну, другую, третью страницы… Ничего не напечатано. И так вся книга, все 192 ее страницы. Может быть, блокнот? Но для блокнота слишком дорого. Нахожу наконец строчку, свидетельствующую о том, что держу в руках перепечатанную английским издательством «Омнибус пресс» американскую книгу «Ничего».