Лучшую (ночную) часть минувшего четверга, всю пятницу и даже полсуток субботы, когда дрочить следует особенно интенсивно, дедушка Свинморд (свиномордический
almond) потратил на совершенно отвратительное предприятие — старый дурак в силу околопроизводственной необходимости совершал автобусный вояж в Б. Распространяться о названии населенного пункта, скрытого под однобуквенным сокращением, не стану, ибо делать там все равно нечего, да и не один он такой в Российской Педерации: стоит отъехать на несколько десятков или сотен километров от более или менее приличного города-миллионника, как представится возможность полюбоваться «прелестями» российской деревенской жизни.
Здесь должна быть фотография коров около здания райадминистрации, но мне лениво было снимать, поэтому вот вам грязный унитаз — символ деревенского развала
Начну же, пожалуй, с фиксации некоторых особенностей транспортного обеспечения. До начала 2000-х годов автобусного сообщения между Красноярском и Б. не существовало вовсе, ибо не существовало для этого минимально подходящей дороги. Путешествующим приходилось добираться на поезде до ближайшей железнодорожной станции, финальная часть пути к которой до сих пор не электрифицирована (поэтому там используются тепловозы), а уже потом автотранспортом преодолевать последние несколько десятков километров. Теперь в Б. быстрее (но вряд ли комфортнее) оказаться, купив билет на один из четырех ежедневных автобусных рейсов.
Транспортная недоделанность, о которой я только что писал в отношении железной дороги, проявляется и в пути следования по дороге автомобильной. Примерно треть расстояния приходится трястись по «грунтовке», что, кстати, стоило мне пары заметных повреждений атташе-кейса, два раза со страшным грохотом сваливавшегося с «верхней полки» автобуса на обратном пути, когда трясло особенно сильно.
Да, об автобусах. Как правило, это старые Scania и Volvo. Конечно, можно лишь восхищаться шведским автомобилестроением: эти штуки, давно выработав официальный ресурс, преодолевают огромные расстояния, для которых явно не предназначены, по таким дорогам, о которых в Европе, наверное, знают только из страшных сказок из разряда тех, где говорится о шныряющих по улицам населенных пунктов Сибири страшных медведях с балалайкой в одной лапе и бутылкой водки — в другой, и даже не всегда ломаются в пути. На обратном пути, впрочем, таки сломался, благодаря чему пассажиры потеряли еще час времени (конечно, это ничто по сравнению с часами, каждый из которых по определению является потерянным, проведенными в Б.). Граждане, бывающие в сих ужасных местах чаще, свидетельствуют, что мне еще повезло: в попытках забраться в упомянутую жопу мира или выбраться из нее бывают и, скажем, пятичасовые задержки, если ремонт на месте оказывается вне способностей или возможностей водителей, и приходится дожидаться подменного автобуса. Мне и мои 12 + 13 = 25 часов, проведенные в сидячем положении и мрачном бдении (не могу я в транспорте спать), показались ожившей иллюстрацией к церковным выдумкам об аде.
Что ж, хватит о дорогах — обратимся к дуракам, точнее, к дураку, не сумевшему избежать отвратительной поездки, и его свежим впечатлениям от Б. Я не был там почти девять лет, с 15 августа 2002 года, и с удовольствием не бывал бы и дальше, а прямо сказать — никогда впредь. За эти годы особых трансформаций не произошло: надоедливая, противная, кусачая мошкара, забирающаяся в нос, рот, уши и глаза; коровы, пасущиеся около администрации Б-ского района, и их естественный спутник — гадкие испражнения, вляпаться в которые не составляет особого труда; медленно гниющие деревянные дома; в общем, провинциализм во всем. Липкое, гадкое б-ство (можно, можно читать как «блядство»!), становящееся физически ощутимым в жаркую погоду, что стояла там во время моего краткосрочного визита.
Впрочем, два изменения таки бросились в мои подслеповатые глаза. Первое: пластиковые окна в ужасных деревянных домах. Для меня это чистой воды сюрреализм, который хорошо описывается деревенской поговоркой
«как на корове седло», и мощнейший источник когнитивного диссонанса. Полагаю, что пластиковые окна, поскольку они очень неудобны для проветривания помещений, вообще имеет смысл устанавливать лишь при наличии в здании если не системы вентиляции, то хотя бы кондиционера, а уж в деревянном покосившемся домишке оконный «пластик» даже эстетически неуместен.
Пластиковые окна в деревянном двухэтажном восьмиквартирном доме. Для сравнения на фото можно найти старое деревянное окно одной из квартир. На мой взгляд, здесь оно смотрится куда органичнее.
Второе: спутниковые антенны на фасадах и крышах тех же домов. Антенн много, в многоквартирном доме могут устанавливаться чуть ли не пучками. В основном устанавливаются комплекты «Триколор» с небольшого диаметра «тарелкой». Кстати, вот вам крайняя степень недоговороспособности в рамках небольшой общины: соседи не могут договориться о том, чтобы поставить одну антенну посерьезнее и усилитель-распределитель. Вероятно, вышло бы и дешевле, и качественнее. Декларируемая «русская общинность» проявляется обычно лишь для чего-нибудь плохого: вместе побухать, морду набить «чужаку» да более состоятельному или просто неординарному соседу косточки на лавочке поперемывать. Никакая совместная созидательная деятельность, основанная на согласовании интересов и выгодная каждому ее участнику, здесь не приживается. Вот такое дерьмо эти ваши
общинность с
соборностью, о которых так много говорили славянофилы, равно как и
коллективизм, подхваченный коммуняками. Ну, я-то всегда знал, что это так, сейчас лишь привел относительно свежий пример для иллюстрации.
Те сельчане, кто позажиточнее, водружают более монументальные антенные конструкции. На некоторых частных домах можно увидеть сразу две или даже три (!) спутниковые «тарелки» — дуроскопическое разноообразие во всей красе. Думаю, спутниковый интернет развит не слишком, в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о дуроскопии.
Спутниковые антенны не всегда сочетаются с пластиковыми окнами
Говорят, в Б. есть супермаркет, где принимают к оплате банковские карты, и даже кофейня, но это все, похоже, надо специально искать, чего я делать не хотел. Еще, вроде бы, вновь появилось авиасообщение с Красноярском. Естественно, дорого: по слухам, 3-4 тысячи рублей за билет в один конец. Местная газета разродилась интернет-сайтом. Кривоватый, но работает. Ах, да, в Б. с недавних пор функционирует сеть CDMA-450 (
ЕТК под торговой маркой
Wellcom), так что даже
там я смог пользоваться своим безлимитным тарифным планом.
В заключение чуть-чуть об «информатизации»:
Таки да, заполняется на бланке строгой отчетности вручную, а цена вырезается ножницами. Помню, подобная техника «цзяньчжи в рублях» использовалась в СССР при продаже авиа- и железнодорожных билетов.
Вот и не сказочке, но были, конец.